Постановление
Кабинета Министров Республики Узбекистан
О мерах по обеспечению эффективного управления предприятиями с государственной долей в уставном фонде и надлежащего учета государственного имущества
(Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 42, ст. 417; 2009 г., № 52, ст.ст. 568, 578; 2011 г., № 37, ст. 381; 2012 г., № 6, ст. 57; 2013 г., № 33, ст. 438; 2014 г., № 27, ст. 329)
В соответствии с постановлениями Президента Республики Узбекистан от 26 апреля 2006 г. № ПП-335 «О мерах по совершенствованию деятельности Госкомимущества Республики Узбекистан» и от 27 сентября 2006 г. № ПП-475 «О мерах по дальнейшему развитию рынка ценных бумаг», а также в целях повышения эффективности использования государственного имущества, создания условий для привлечения инвестиций Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить:
Положение о государственных предприятиях согласно приложению № 1;
Положение о службе внутреннего аудита на предприятиях согласно приложению № 2;
Положение о порядке передачи в доверительное управление государственных пакетов акций (долей) согласно приложению № 3.
2. Госкомимуществу Республики Узбекистан:
в двухмесячный срок ввести в Республиканской бизнес-школе при Госкомимуществе учебно-практическую программу по подготовке менеджеров среднего и высшего звена предприятий по вопросам стратегического планирования, финансового менеджмента, сегментирования рынка сбыта и другим направлениям, а также сотрудников служб внутреннего аудита предприятий;
в двухмесячный срок разработать и утвердить в установленном порядке положение о порядке учета и ведения реестра государственных предприятий и учреждений Республики Узбекистан.
3. Госкомимуществу Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента организовать широкую разъяснительную работу по основным положениям настоящего постановления.
4. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 4.
5. Внести изменения в постановление Кабинета Министров от 19 апреля 2003 г. № 189 «О мерах по совершенствованию корпоративного управления приватизированными предприятиями» (СП Республики Узбекистан, 2003 г., № 4, ст. 32) согласно приложению № 5.
6. Министерствам и ведомствам в месячный срок привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим постановлением.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова.
Премьер-министр Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЯЕВ
г. Ташкент,
16 октября 2006 г.,
№ 215
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к
постановлению Кабинета Министров
от 16 октября 2006 года № 215
ПОЛОЖЕНИЕ
о государственных предприятиях
I. Общие положения
1. Настоящее Положение в соответствии с Гражданским кодексом Республики Узбекистан и другими актами законодательства определяет правовое положение государственного предприятия, особенности создания и деятельности государственного предприятия, его филиалов и представительств, права и обязанности учредителя, исполнительного органа, имущественные отношения между государственным предприятием и его учредителем.
2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
государственное предприятие — коммерческая организация в форме государственного унитарного предприятия, образованная на базе находящегося в государственной собственности имущества, переданного ему в оперативное управление, которая в отношении закрепленного за ней имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника (или по его поручению — уполномоченного им государственного органа-учредителя) и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им;
учредитель государственного предприятия (далее — учредитель) — орган государственного управления, органы государственной власти на местах, уполномоченные на учреждение государственного предприятия в рамках их компетенции, установленной в соответствии с актами, определяющими статус этих органов.
3. Государственное предприятие обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, банковские счета, в том числе валютные, эмблему, штампы и бланки, печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан, с указанием его фирменного наименования на государственном языке. Фирменное наименование государственного предприятия должно содержать слова «давлат корхонаси».
Государственное предприятие может от своего имени в порядке, установленном законодательством, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
4. Государственное предприятие c согласия учредителя может быть участником (членом) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с законодательством допускается участие юридических лиц.
Государственное предприятие не вправе быть учредителем другого государственного предприятия.
См. предыдущую редакцию.
5. Государственные унитарные предприятия, созданные решениями Президента Республики Узбекистан или Кабинета Министров Республики Узбекистан, вправе осуществлять лицензируемые виды деятельности без получения соответствующей лицензии при условии, что осуществление данных видов деятельности предусмотрено решениями Президента Республики Узбекистан или Кабинета Министров Республики Узбекистан.
(пункт 5 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 февраля 2012 года № 26 — СЗ РУ, 2012 г., № 6, ст. 57)
II. Особенности учреждения государственного предприятия
6. Основаниями для учреждения государственного предприятия являются решения:
Президента Республики Узбекистан;
Кабинета Министров Республики Узбекистан;
органа государственного управления;
органа государственной власти на местах.
7. Государственное предприятие создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено решением о его создании.
8. Учредительным документом государственного предприятия является устав, утвержденный учредителем и зарегистрированный в соответствующих государственных органах в установленном законодательством порядке.
9. Устав государственного предприятия должен содержать следующие сведения:
фирменное наименование, местонахождение (почтовый адрес);
предмет и цели деятельности;
порядок управления деятельностью государственного предприятия;
размер уставного фонда, порядок и источники его формирования;
порядок увеличения и уменьшения уставного фонда;
условия распоряжения имуществом, в соответствии с пунктом 17 настоящего Положения;
порядок распределения дохода (прибыли) и возмещения убытков;
порядок образования резервного и иных фондов;
права, обязанности и ответственность руководителя;
порядок составления, проверки и утверждения годовых отчетов;
порядок реорганизации и ликвидации государственного предприятия.
Устав общества может содержать другие положения, не противоречащие законодательству.
См. предыдущую редакцию.
10. В недельный срок после государственной регистрации, оформления соответствующих кадастровых документов государственные предприятия, учрежденные органами государственного управления или органами государственной власти на местах, представляют соответственно в Госкомконкуренции или его территориальный орган копии:
(абзац первый пункта 10 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 августа 2013 года № 221 — СЗ РУ, 2013 г., № 33, ст. 438)
решения о создании государственного предприятия;
зарегистрированного устава предприятия.
См. предыдущую редакцию.
В недельный срок после завершения формирования уставного фонда указанные предприятия также представляют соответственно в Госкомконкуренции или его территориальный орган копии актов приема-передачи государственного имущества.
(абзац четвертый пункта 10 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 августа 2013 года № 221 — СЗ РУ, 2013 г., № 33, ст. 438)
11. Изменения в устав государственного предприятия вносятся по решению учредителя и подлежат государственной регистрации в установленном порядке.
См. предыдущую редакцию.
Государственное предприятие в недельный срок после регистрации внесенных в устав изменений и дополнений обязано уведомить об этом соответственно Госкомконкуренции или его территориальный орган.
(абзац второй пункта 11 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 августа 2013 года № 221 — СЗ РУ, 2013 г., № 33, ст. 438)
III. Права и обязанности учредителя
12. Учредитель имеет право в установленном законодательством порядке:
определять цели, предмет, виды деятельности государственного предприятия;
вносить изменения и дополнения в устав учрежденного им государственного предприятия;
досрочно прекратить трудовой договор с руководителем государственного предприятия в порядке, установленном трудовым законодательством;
принимать решение о реорганизации или ликвидации государственного предприятия, назначать ликвидационную комиссию и утверждать ликвидационные балансы;
обращаться в суд с иском о признании сделки с имуществом государственного предприятия недействительной;
изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество государственного предприятия и распорядиться им;
при необходимости, вносить в Кабинет Министров предложения по приватизации или разгосударствлению государственного предприятия;
предъявлять иск о возмещении убытков, причиненных государственному предприятию, к руководителю государственного предприятия;
См. предыдущую редакцию.
в соответствии с определяемыми Комиссией по мониторингу за эффективным использованием государственной доли акций в акционерных объединениях и компаниях прогнозными параметрами отчислений от чистой прибыли государственных предприятий в государственный бюджет на получение части или всей чистой прибыли от использования имущества, переданного им предприятию, в соответствии с уставом предприятия.
(абзац десятый пункта 12 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 сентября 2011 года № 258 — СЗ РУ, 2011 г., № 37, ст. 381)
13. Учредитель обязан:
назначить руководителя государственного предприятия, заключить с ним трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством;
в течение трех месяцев с момента государственной регистрации государственного предприятия сформировать его уставный фонд путем передачи ему в оперативное управление государственного имущества;
ежегодно утверждать бизнес-план предприятия, ежеквартально заслушивать отчет исполнительного органа о ходе его выполнения;
См. предыдущую редакцию.
согласовывать соответственно с Госкомконкуренции или его территориальным органом решение о выдаче исполнительному органу государственного предприятия разрешения на распоряжение в соответствии с пунктом 17 настоящего Положения имуществом, рыночная стоимость которого превышает тысячекратный размер минимальной заработной платы.
(абзац пятый пункта 13 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 августа 2013 года № 221 — СЗ РУ, 2013 г., № 33, ст. 438)
осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью, а также за отчуждением переданного предприятию государственного имущества.
IV. Имущество государственного предприятия
14. Имущество государственного предприятия формируется за счет:
имущества, закрепленного учредителем за государственным предприятием на праве оперативного управления;
доходов государственного предприятия от его деятельности;
иных источников, не противоречащих законодательству.
Стоимость имущества государственного предприятия отражается в самостоятельном балансе предприятия.
15. Право оперативного управления государственным имуществом у созданного государственного предприятия возникает с момента подписания руководителем предприятия и учредителем акта приема-передачи.
16. Имущество государственного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками государственного предприятия.
17. Распоряжение имуществом государственного предприятия в следующих случаях осуществляется исполнительным органом государственного предприятия, по согласованию с учредителем:
реализация основных средств, сдача их в аренду или в залог;
внесение имущества в качестве вклада в уставный фонд хозяйственного общества;
приобретение акций (долей) хозяйственных обществ;
реализация принадлежащих государственному предприятию акций (долей) в хозяйственных обществах;
иное распоряжение имуществом, не соответствующее целям деятельности государственного предприятия.
См. предыдущую редакцию.
При этом реализация зданий и сооружений (включая незавершенные строительством) осуществляется Госкомконкуренции.
Средства, поступившие от реализации зданий и сооружений (включая незавершенные строительством), независимо от источников их приобретения, распределяются Госкомконкуренции в установленном законодательством порядке, как средства от приватизации государственного имущества.
(абзацы седьмой и восьмой пункта 17 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 августа 2013 года № 221 — СЗ РУ, 2013 г., № 33, ст. 438)
V. Обязанности и ответственность руководителя государственного предприятия
18. Руководитель государственного предприятия является единоличным исполнительным органом государственного предприятия и организует выполнение поставленных перед предприятием задач, действует от имени предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени государственного предприятия, осуществляет прием на работу работников, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.
Штатная численность работников государственного предприятия и размеры их заработной платы утверждаются руководителем по согласованию с учредителем.
19. Руководитель государственного предприятия отчитывается перед учредителем о деятельности предприятия в порядке, установленном его уставом.
20. Руководитель государственного предприятия при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах государственного предприятия и несет в установленном законодательством порядке ответственность за своевременные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, выплату заработной платы, удовлетворение всех требований, вытекающих из трудовых правоотношений и приравненных к ним платежей, неперечисление денежных средств на нужды, связанные непосредственно с производственной деятельностью, за убытки, причиненные государственному предприятию его действиями (бездействием), в том числе в случае утраты переданного предприятию государственного имущества.
VI. Филиалы и представительства государственного предприятия
21. Государственное предприятие по согласованию с учредителем может создавать филиалы и открывать представительства с соблюдением требований законодательства.
См. предыдущую редакцию.
В недельный срок после создания филиала или представительства государственное предприятие обязано уведомить об этом Госкомконкуренции (его территориальный орган).
(абзац второй пункта 21 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 августа 2013 года № 221 — СЗ РУ, 2013 г., № 33, ст. 438)
22. Филиалы и представительства государственного предприятия действуют от имени создавшего их государственного предприятия на основании утвержденных государственным предприятием положений и наделяются имуществом создавшего их государственного предприятия.
23. Руководитель филиала или представительства государственного предприятия назначается, по согласованию с учредителем, руководителем государственного предприятия и действует на основании его доверенности. При прекращении трудового договора с руководителем филиала или представительства доверенность должна быть отменена руководителем государственного предприятия.
VII. Прибыль государственного предприятия
См. предыдущую редакцию.
24. Чистая прибыль, остающаяся у государственного предприятия после уплаты всех налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а также отчислений от чистой прибыли государственного предприятия в государственный бюджет определяемых Комиссией по мониторингу за эффективным использованием государственной доли акций в акционерных объединениях и компаниях остается в распоряжении предприятия и используется по решению учредителя.
(пункт 24 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 сентября 2011 года № 258 — СЗ РУ, 2011 г., № 37, ст. 381)
25. Государственное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли может создавать резервный и иные фонды, в порядке и размерах, предусмотренных уставом предприятия, размер которых утверждается учредителем.
VIII. Ответственность государственного предприятия
26. Государственное предприятие несет ответственность по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом. Учредитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам государственного предприятия при недостаточности его имущества.
27. Государственное предприятие не несет ответственность по обязательствам учредителя.
28. Ответственность по обязательствам филиала и представительства государственного предприятия несет создавшее их государственное предприятие.
IX. Контроль за деятельностью государственного предприятия
29. Государственное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам финансовую отчетность и иные документы, перечень которых определен законодательством, и несет ответственность за сохранность документов и передачу их на государственное хранение в установленном порядке.
30. Контроль за деятельностью государственного предприятия как хозяйствующего органа осуществляется учредителем и другими уполномоченными органами в порядке, установленном законодательством.
X. Реорганизация и ликвидация государственного предприятия
См. предыдущую редакцию.
31. Государственное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению учредителя, по согласованию соответственно с Госкомконкуренции или его территориальным органом, в порядке, предусмотренном законодательством, или по решению суда.
(пункт 31 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 августа 2013 года № 221 — СЗ РУ, 2013 г., № 33, ст. 438)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к
постановлению Кабинета Министров
от 16 октября 2006 года № 215
ПОЛОЖЕНИЕ
о службе внутреннего аудита на предприятиях
I. Общие положения
1. Настоящее Положение в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 27 сентября 2006 года № ПП-475 «О мерах по дальнейшему развитию рынка ценных бумаг» устанавливает единые требования к организации внутреннего аудита на предприятиях с балансовой стоимостью активов более 1 млрд. сумов, а также определяет методологические основы организации его работы.
Требования настоящего Положения не распространяются на коммерческие банки и бюджетные организации.
2. В целях настоящего Положения используются следующие понятия:
внутренний аудит — деятельность структурного подразделения предприятия (службы внутреннего аудита) по контролю и оценке работы исполнительного органа управления и структурных подразделений предприятия путем проверок и мониторинга соблюдения ими актов законодательства Республики Узбекистан, учредительных и внутренних документов, обеспечения полноты и достоверности отражения данных в бухгалтерском учете и финансовой отчетности, установленных правил и процедур осуществления хозяйственных операций, сохранности активов, а также внедрения принципов корпоративного управления;
служба внутреннего аудита — структурное подразделение предприятия, осуществляющее внутренний аудит, создаваемое с учетом требований, установленных настоящим Положением, решением наблюдательного совета предприятия.
II. Основные задачи и функции службы внутреннего аудита
3. Основными задачами службы внутреннего аудита являются:
обеспечение наблюдательного совета достоверной информацией и подготовка предложений по совершенствованию деятельности предприятия по результатам осуществления внутреннего аудита;
оперативное внесение органам управления предприятия рекомендаций по устранению выявляемых в процессе внутреннего аудита недостатков, осуществление контроля за их устранением.
4. Основными функциями службы внутреннего аудита являются:
осуществление внутреннего аудита (ежеквартально и по итогам отчетного года) путем проведения соответствующих проверок по направлениям, указанным в пункте 12 настоящего Положения, в соответствии с ежегодно утверждаемым наблюдательным советом предприятия планом;
проведение экспертизы заключаемых хозяйственных договоров на предмет их соответствия требованиям законодательства;
оказание структурным подразделениям предприятия методической помощи при ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности, консультирование их по вопросам финансового, налогового, банковского и иного законодательства;
оказание содействия наблюдательному совету предприятия в разработке технических заданий, оценке предложений внешних аудиторских организаций, а также подготовка рекомендаций при выборе внешней аудиторской организации для проведения аудиторской проверки.
III. Права и обязанности службы внутреннего аудита
5. Служба внутреннего аудита имеет право:
получать документы предприятия (приказы, распоряжения руководителя, решения органов управления, справки, расчеты, заверенные копии необходимых документов и другую документацию), устные и письменные объяснения от должностных и ответственных лиц предприятия по вопросам, возникающим в ходе осуществления внутреннего аудита;
привлекать соответствующих специалистов предприятия для оказания содействия в проведении внутреннего аудита.
Служба внутреннего аудита обязана:
соблюдать при осуществлении внутреннего аудита требования настоящего Положения и иных актов законодательства;
составлять отчеты в соответствии с требованиями, установленными пунктами 13—18 настоящего Положения;
проверять достоверность показателей финансовой и статистической отчетности;
соблюдать конфиденциальность информации, полученной при осуществлении внутреннего аудита;
в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о причинении предприятию убытков его должностными лицами и другими работниками, незамедлительно сообщать об этом наблюдательному совету предприятия и осуществлять соответствующую запись в аудиторском отчете;
участвовать в проведении инвентаризации активов и контроле за своевременностью ее осуществления в установленном законодательством порядке.
Служба внутреннего аудита может иметь и иные обязанности в соответствии с законодательством и учредительными документами предприятия.
IV. Требования к службе внутреннего аудита
См. предыдущую редакцию.
6. Сотрудники службы внутреннего аудита должны иметь стаж практической работы (в том числе по совместительству) в сфере бухгалтерского учета, аудита, финансового или налогового контроля не менее двух лет из последних десяти, и отвечать одному из следующих требований:
иметь сертификат внутреннего аудитора;
иметь высшее экономическое образование, полученное в высших образовательных учреждениях Республики Узбекистан либо в образовательных учреждениях иностранного государства и в соответствии с законодательством Республики Узбекистан признанное эквивалентным образованию в Республике Узбекистан.
Порядок сертификации сотрудников службы внутреннего аудита определяется республиканскими профессиональными общественными объединениями аудиторов по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан.
(пункт 6 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 сентября 2011 года № 258 — СЗ РУ, 2011 г., № 37, ст. 381)
См. предыдущую редакцию.
7. Численность сотрудников службы внутреннего аудита должна быть достаточной для эффективного достижения целей и решения задач внутреннего аудита, и определяется наблюдательным советом предприятия в количестве не менее двух сертифицированных внутренних аудиторов.
(пункт 7 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 сентября 2011 года № 258 — СЗ РУ, 2011 г., № 37, ст. 381)
См. предыдущую редакцию.
8. Службой внутреннего аудита руководит ее руководитель, имеющий сертификат внутреннего аудитора.
(абзац первый пункта 8 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 сентября 2011 года № 258 — СЗ РУ, 2011 г., № 37, ст. 381)
Ежегодно руководитель службы внутреннего аудита составляет годовую смету расходов службы внутреннего аудита и представляет ее наблюдательному совету предприятия для утверждения.
9. Профессиональный уровень сотрудников службы внутреннего аудита должен поддерживаться посредством повышения их квалификации на систематической основе в образовательных учреждения, имеющих соответствующую лицензию.
10. Сотрудники службы внутреннего аудита подлежат ежегодной аттестации наблюдательным советом предприятия.
V. Независимость службы внутреннего аудита
11. Основными условиями независимости службы внутреннего аудита являются:
назначение и освобождение руководителя службы внутреннего аудита и ее сотрудников от занимаемой должности, установление им размеров заработной платы и других выплат по решениям наблюдательного совета предприятия;
непосредственное подчинение наблюдательному совету предприятия.
VI. Требования к проведению внутреннего аудита и составлению сводного отчета по результатам его проведения
12. Внутренний аудит осуществляется только сотрудниками службы внутреннего аудита путем проведения проверок и мониторинга:
хода выполнения утвержденного бизнес-плана;
соблюдения принципов корпоративного управления;
состояния бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;
соблюдения законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;
состояния активов;
состояния внутреннего контроля.
Наблюдательным советом могут быть определены иные направления осуществления проверок в соответствии с законодательством, исходя из профиля предприятия.
13. По результатам проведенных проверок составляются соответствующие отчеты, подписываемые сотрудником (сотрудниками), непосредственно их проводившим.
При этом:
а) отчет о результатах проверки хода выполнения бизнес-плана должен включать:
анализ количественных и качественных показателей его выполнения;
описание выявленных причин в случае не обеспечения его выполнения, с персональным указанием виновных должностных лиц;
б) отчет о результатах проверки соблюдения принципов корпоративного управления должен включать:
анализ результативности принимаемых решений органами управления предприятия, соблюдения законных прав и интересов его участников (учредителей);
описание фактов нарушения законодательства в сфере корпоративного управления (соблюдение учредительных документов, проведение общих собраний и заседаний органов управления предприятия, правильность начисления и своевременность выплаты дивидендов и т. д.);
в) отчет о результатах проверки состояния бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия должен включать:
оценку соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;
описание выявленных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности;
г) отчет о результатах проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей должен включать:
оценку правильности составленных и представленных в соответствующие органы расчетов налогов и других обязательных платежей;
описание фактов нарушения установленного порядка исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей, отклонений при определении налогооблагаемой базы;
д) отчет о результатах проверки соблюдения предприятием законодательства при осуществлении финансово-хозяйственных операций должен включать:
оценку соответствия осуществленных предприятием финансово-хозяйственных операций законодательству;
описание выявленных в ходе внутреннего аудита несоответствий законодательству осуществленных предприятием финансово-хозяйственных операций;
е) отчет о результатах проверки состояния внутреннего контроля должен включать:
описание системы внутреннего контроля и имеющихся в ее функционировании недостатков;
данные о состоянии исполнительской дисциплины в структурных подразделениях предприятия, имеющихся недостатках в работе конкретных его сотрудников.
Результаты проверки состояния активов должны основываться на инвентаризации активов и включать сведения об их движении, фактическом наличии и сохранности.
Также все отчеты по проводимым проверкам должны содержать итоговую часть, включающую оценку деятельности исполнительного органа предприятия и его структурных подразделений, рекомендации по устранению выявленных отклонений и нарушений, полный пакет подтверждающих документов.
14. По итогам проведенного внутреннего аудита, в соответствии с пунктами 12 и 13 настоящего Положения, составляется сводный отчет, подписываемый руководителем службы внутреннего аудита.
15. Сводный отчет должен включать:
аналитическую часть;
итоговую часть;
полный пакет подтверждающих документов.
16. Аналитическая часть сводного отчета должна включать обобщенную информацию о результатах проверок, проведенных сотрудниками внутреннего аудита в соответствии с пунктами 12 и 13 настоящего Положения.
17. Итоговая часть отчета должна содержать:
общую оценку деятельности исполнительного органа и структурных подразделений предприятия, а также его ликвидности;
рекомендации службы внутреннего аудита по устранению выявленных отклонений и нарушений, а также обобщенные предложения по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, совершенствованию корпоративного управления.
18. Сводный отчет должен быть подготовлен в течение 10 дней после завершения внутреннего аудита.
19. Сводные отчеты должны представляться непосредственно наблюдательному совету предприятия для рассмотрения и последующего утверждения им. Копии отчетов после их утверждения должны представляться исполнительному органу предприятия.
20. Исполнительный орган предприятия обязан принимать меры для устранения недостатков, выявленных в результате внутреннего аудита.
21. Служба внутреннего аудита должна установить контроль за своевременным и надлежащим исполнением мер по устранению нарушений, обнаруженных в ходе проверки, а также по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом.
VII. Ответственность службы внутреннего аудита
22. Сотрудники службы внутреннего аудита несут ответственность за:
искажение результатов проведенных ими проверок;
несоблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну предприятия, которая была предоставлена им или стала известна в связи с выполнением ими служебных обязательств;
обеспечение сохранности и возврата полученных документов.
23. Служба внутреннего аудита отвечает за оценку принятых мер по устранению нарушений, обнаруженных в ходе аудиторской проверки, и по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
24. Наблюдательный совет предприятия ежеквартально заслушивает отчет службы внутреннего аудита о результатах проверок, с принятием мер по устранению выявленных недостатков и повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к
постановлению Кабинета Министров
от 16 октября 2006 года № 215
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке передачи в доверительное управление государственных пакетов акций (долей)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение в соответствии с Гражданским кодексом Республики Узбекистан и другими актами законодательства устанавливает порядок передачи в доверительное управление государственных пакетов акций (долей).
Пакеты акций акционерных обществ, доли других хозяйственных обществ, принадлежащие государству (далее — государственные активы), передаются в доверительное управление юридическим и физическим лицам — доверительным управляющим, определяемым в соответствии с настоящим Положением, для обеспечения интересов государства.
2. Подлежащие передаче в доверительное управление государственные активы не должны быть обременены правами третьих лиц либо отчуждены в любой другой форме.
3. Основанием для передачи в доверительное управление государственных активов являются решения:
Президента Республики Узбекистан или Кабинета Министров Республики Узбекистан;
Комиссии по мониторингу за эффективным использованием государственной доли акций в акционерных объединениях и компаниях;
См. предыдущую редакцию.
Госкомконкуренции Республики Узбекистан, за исключением случаев, указанных во втором и третьем абзацах настоящего пункта.
(абзац четвертый пункта 3 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 августа 2013 года № 221 — СЗ РУ, 2013 г., № 33, ст. 438)
II. Процедура передачи государственных активов в доверительное управление
4. Государственные активы могут передаваться в доверительное управление доверительным управляющим:
См. предыдущую редакцию.
юридическим лицам — доверительным управляющим инвестиционными активами, имеющим соответствующие лицензии, выданные уполномоченным органом, а также, в предусмотренных законодательством случаях — органам государственного и хозяйственного управления;
(абзац второй пункта 4 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 декабря 2009 года № 323 — СЗ РУ, 2009 г., № 52, ст. 568)
См. предыдущую редакцию.
физическим лицам — государственным поверенным, назначаемым, в том числе из числа работников органов государственной власти и управления, в установленном законодательством порядке, обладающим необходимыми профессиональными навыками и опытом работы в сфере менеджмента и маркетинга.
(абзац третий пункта 4 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 декабря 2009 года № 323 — СЗ РУ, 2009 г., № 52, ст. 568)
См. предыдущую редакцию.
5. Передача государственных активов в доверительное управление доверительным управляющим инвестиционными активами осуществляется на конкурсной основе. Порядок проведения конкурсов определяется Госкомконкуренции Республики Узбекистан.
(пункт 5 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 августа 2013 года № 221 — СЗ РУ, 2013 г., № 33, ст. 438)
См. предыдущую редакцию.
6. Право доверительного управления государственными активами передается договором доверительного управления по форме, согласно приложению к настоящему Положению, заключаемым между Центром по управлению государственными активами при Государственном комитете Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции и лицом, получившим указанное право в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения.
(абзац первый пункта 6 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 августа 2013 года № 221 — СЗ РУ, 2013 г., № 33, ст. 438)
Доверительный управляющий — юридическое лицо назначает своего уполномоченного представителя в хозяйственном обществе по управлению государственными активами.
7. Договор доверительного управления заключается сроком на один год с возможностью его продления и должен предусматривать:
наименование сторон;
предмет договора, перечень и характеристику государственных активов;
срок действия договора и возможность его пролонгации;
порядок передачи государственных активов;
права и обязанности сторон в соответствии с разделами III и IV настоящего Положения;
сроки представления отчетов доверительным управляющим;
условия отчуждения акций, переданных в доверительное управление;
размер и форму вознаграждения доверительного управляющего;
лицо, получающее государственные активы в случае прекращения доверительного управления;
ответственность сторон;
основания и условия прекращения действия договора;
См. предыдущую редакцию.
ограничения на деятельность доверительного управляющего инвестиционными активами (в случае передачи государственных активов доверительному управляющему инвестиционными активами);
(абзац тринадцатый пункта 7 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 декабря 2009 года № 323 — СЗ РУ, 2009 г., № 52, ст. 568)
прочие положения, не противоречащие законодательству.
8. Стоимость государственных активов, переданных в доверительное управление доверительному управляющему — юридическому лицу, учитывается на его забалансовых счетах по номинальной стоимости.
См. предыдущую редакцию.
9. Центр по управлению государственными активами при Государственном комитете Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции в срок не позднее 3 рабочих дней со дня заключения договора доверительного управления на передачу государственных пакетов акций уведомляет об этом Государственный центральный депозитарий ценных бумаг.
(пункт 9 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 августа 2013 года № 221 — СЗ РУ, 2013 г., № 33, ст. 438)
См. предыдущую редакцию.
10. Государственный центральный депозитарий ценных бумаг в течение двух рабочих дней осуществляет:
(абзац первый пункта 10 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 сентября 2011 года № 258 — СЗ РУ, 2011 г., № 37, ст. 381)
См. предыдущую редакцию.
перевод государственных пакетов акций, переданных в доверительное управление, на субсчет лица, получившего право доверительного управления, в счете «депо» Центра по управлению государственными активами при Государственном комитете Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции;
(абзац второй пункта 10 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 августа 2013 года № 221 — СЗ РУ, 2013 г., № 33, ст. 438)
блокирование указанного пакета акций, исключающее возможность его распоряжения им со стороны лица, получившего право доверительного управления.
См. предыдущую редакцию.
Услуги Государственного центрального депозитария ценных бумаг по хранению переданных в доверительное управление государственных пакетов акций, а также государственных пакетов акций, находящихся на счетах депо Министерства финансов Республики Узбекистан и их переводу по счетам «депо» оплачиваются Госкомконкуренции Республики Узбекистан из общих средств, поступающих от разгосударствления и приватизации.
(абзац четвертый пункта 10 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 июля 2014 года № 176 — СЗ РУ, 2014 г., № 27, ст. 329)
III. Статус, права и обязанности доверительного управляющего
11. Доверительный управляющий (если юридическое лицо — его представитель) государственными активами является членом наблюдательного совета хозяйственного общества (если создание наблюдательного совета предусмотрено законодательством или уставом), не подлежит избранию (переизбранию) общим собранием участников хозяйственного общества.
12. Доверительный управляющий имеет право:
осуществлять в отношении полученных в доверительное управление государственных активов все юридические и фактические действия, в соответствии с законодательством Республики Узбекистан и условиями заключенного договора доверительного управления, кроме отчуждения и использования его в качестве залога;
использовать все свои полномочия в качестве члена наблюдательного совета и участника общества в соответствии с условиями заключенного договора и размером переданных ему в доверительное управление государственных активов;
См. предыдущую редакцию.
получать вознаграждение в соответствии с условиями договора и законодательством, за исключением органов государственного и хозяйственного управления, осуществляющих доверительное управление государственными активами.
(абзац четвертый пункта 12 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 сентября 2011 года № 258 — СЗ РУ, 2011 г., № 37, ст. 381)
13. Доверительный управляющий не вправе вмешиваться в текущую деятельность, осуществляемую исполнительным органом хозяйственного общества.
14. Доверительный управляющий обязан:
представлять интересы государства, являющегося выгодоприобретателем, по договору доверительного управления государственными активами;
осуществлять действия в пределах прав, предоставляемых размером государственных активов и согласно действующему законодательству, с целью повышения эффективности производства, увеличения объемов прибыли и соблюдения интересов государства при ее распределении;
проводить единую стратегию, направленную на улучшение финансово-хозяйственной деятельности предприятия и недопущение возникновения задолженности управляемого им предприятия перед бюджетами всех уровней, по выплате заработной платы и иным обязательным платежам;
принимать меры по обеспечению надлежащего контроля за деятельностью исполнительного органа, выполнению им параметров бизнес-плана, рационального использования финансовых ресурсов общества, своевременной выплате в бюджет дивидендов, начисленных по государственным активам;
требовать устранения нарушения интересов (прав) государства в отношении государственных активов, осуществлять действия, направленные на устранение нарушений интересов государства путем обращения в органы управления хозяйственного общества или в суд;
способствовать расширению ассортимента и улучшению качества продукции;
См. предыдущую редакцию.
принимать меры по организации проведения исполнительным органом реконструкции и технического и технологического перевооружения производства на основе современных технологий для обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции;
(абзац восьмой пункта 14 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 сентября 2011 года № 258 — СЗ РУ, 2011 г., № 37, ст. 381)
См. предыдущую редакцию.
при возникновении у хозяйственного общества задолженности по налогам и другим обязательным платежам в государственный бюджет, государственные целевые фонды, по заработной плате, а также в случае невыполнения параметров бизнес-плана в течение двух кварталов подряд, вносить в наблюдательный совет общества вопрос созыва внеочередного общего собрания акционеров (участников) для оценки действий руководителя исполнительного органа и принятия соответствующего решения о целесообразности продолжения с ним трудовых отношений.
(абзац девятый пункта 14 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 сентября 2011 года № 258 — СЗ РУ, 2011 г., № 37, ст. 381)
ни в какой форме не отчуждать государственные активы, не обременять обязательствами иных лиц и не использовать их в качестве залога;
обеспечить мониторинг за целевым использованием части чистой прибыли, направленной по решению общего собрания акционеров (учредителей) на реконструкцию, техническое перевооружение, развитие производственной, хозяйственной деятельности и другие производственные нужды;
См. предыдущую редакцию.
информировать Центр по управлению государственными активами при Государственном комитете Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции о намерениях общества по участию в уставных фондах (учреждению) юридических лиц, их ликвидации, реорганизации, в которых общество является учредителем (участником), а также о финансово-хозяйственном состоянии общества, о событиях, наступление которых может повлечь ухудшение финансово-хозяйственного состояния общества и нанесение ущерба интересам государства;
(абзац двенадцатый пункта 14 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 августа 2013 года № 221 — СЗ РУ, 2013 г., № 33, ст. 438)
См. предыдущую редакцию.
исполнять поручения и указания Центра по управлению государственными активами при Государственном комитете Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции, отданные в соответствии с законодательством Республики Узбекистан;
(абзац тринадцатый пункта 14 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 августа 2013 года № 221 — СЗ РУ, 2013 г., № 33, ст. 438)
См. предыдущую редакцию.
согласовывать с Центром по управлению государственными активами при Государственном комитете Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции политику голосования по выносимым на рассмотрение наблюдательного совета и общего собрания участников общества вопросам в установленном законодательством порядке;
(абзац четырнадцатый пункта 14 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 августа 2013 года № 221 — СЗ РУ, 2013 г., № 33, ст. 438)
См. предыдущую редакцию.
при получении извещения Центра по управлению государственными активами при Государственном комитете Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции об отчуждении пакета акций, переданного ему в доверительное управление, в течение двух рабочих дней перевести его на счет «депо» Центра по управлению государственными активами при Государственном комитете Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции;
(абзац пятнадцатый пункта 14 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 августа 2013 года № 221 — СЗ РУ, 2013 г., № 33, ст. 438)
См. предыдущую редакцию.
известить Центр по управлению государственными активами при Государственном комитете Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции о факте своей реорганизации в день реорганизации. При отказе Центра по управлению государственными активами при Государственном комитете Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции от заключения договора доверительного управления с правопреемником государственный пакет акций подлежит возврату Центру по управлению государственными активами при Государственном комитете Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции в 2-дневный срок;
(абзац шестнадцатый пункта 14 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 августа 2013 года № 221 — СЗ РУ, 2013 г., № 33, ст. 438)
не разглашать третьим лицам сведения, которые стали известны ему при осуществлении возложенных на него полномочий, и не использовать их в целях, противоречащих интересам государства;
См. предыдущую редакцию.
ежеквартально представлять отчет в Центр по управлению государственными активами при Государственном комитете Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции в порядке, устанавливаемом Центром по управлению государственными активами при Государственном комитете Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции.
(абзац восемнадцатый пункта 14 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 августа 2013 года № 221 — СЗ РУ, 2013 г., № 33, ст. 438)
См. предыдущую редакцию.
15. Доверительный управляющий не может быть представителем других участников в органах управления хозяйственного общества без согласования с Центром по управлению государственными активами при Государственном комитете Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции.
(пункт 15 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 августа 2013 года № 221 — СЗ РУ, 2013 г., № 33, ст. 438)
См. предыдущую редакцию.
IV. Права и обязанности Центра по управлению государственными активами при Государственном комитете Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции
(наименование раздела IV в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 августа 2013 года № 221 — СЗ РУ, 2013 г., № 33, ст. 438)
См. предыдущую редакцию.
16. Центр по управлению государственными активами при Государственном комитете Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции имеет право:
(абзац первый пункта 16 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 августа 2013 года № 221 — СЗ РУ, 2013 г., № 33, ст. 438)
получать сведения и отчеты от доверительного управляющего о деятельности предприятия, государственный актив которого передан в доверительное управление в сроки, предусмотренные действующим законодательством;
предъявлять доверительному управляющему требования по исполнению условий договора, устранению неблагоприятных для выгодоприобретателя — государства последствий, а также возмещению материального ущерба и упущенной выгоды в случае нарушения условий договора, если доверительным управляющим или его поверенным не будет доказано, что эти убытки произошли вследствие непреодолимой силы.
См. предыдущую редакцию.
17. Центр по управлению государственными активами при Государственном комитете Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции обязано:
(абзац первый пункта 17 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 августа 2013 года № 221 — СЗ РУ, 2013 г., № 33, ст. 438)
осуществлять мониторинг за надлежащим исполнением договора доверительного управления;
передать в доверительное управление государственный актив, не обремененный обязательствами третьих лиц и не отчужденный (постоянно или временно) любым другим способом;
См. предыдущую редакцию.
оказывать содействие в деятельности доверительного управляющего, в соответствии с предоставленными Центру по управлению государственными активами при Государственном комитете Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции правами по управлению государственным имуществом;
(абзац четвертый пункта 17 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 августа 2013 года № 221 — СЗ РУ, 2013 г., № 33, ст. 438)
направлять доверительному управляющему указания по политике голосования в порядке, установленном законодательством;
выплачивать доверительному управляющему вознаграждение в соответствии с договором доверительного управления и законодательством;
См. предыдущую редакцию.
известить доверительного управляющего о принятом в установленном порядке решении об отчуждении (о заключении договора купли-продажи или издании приказа Госкомконкуренции о передаче государственных активов в уставный фонд другого предприятия) государственных активов в недельный срок после его принятия.
(абзац седьмой пункта 17 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 августа 2013 года № 221 — СЗ РУ, 2013 г., № 33, ст. 438)
V. Вознаграждение деятельности доверительного управляющего
См. предыдущую редакцию.
18. Вознаграждение доверительному управляющему за оказание услуг учредителю управления выплачивается в виде основного и премиального вознаграждения.
Основное вознаграждение доверительному управляющему устанавливается в фиксированной сумме на год с распределением по кварталам или в процентах к доходу, получаемому от управляемых им активов. Общий размер и особенности основного вознаграждения, получаемого доверительным управляющим, определяются договором.
Премиальное вознаграждение доверительному управляющему выплачивается по результатам года согласно договору.
См. предыдущую редакцию.
Вознаграждение деятельности доверительного управляющего осуществляется в прямой зависимости от эффективности управления им государственного актива на основании порядка, определяемого Министерством финансов и Госкомконкуренции совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан.
(абзац четвертый пункта 18 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 августа 2013 года № 221 — СЗ РУ, 2013 г., № 33, ст. 438)
19. Доверительный управляющий может получать дополнительное вознаграждение за счет средств общества, в котором он является членом наблюдательного совета. Размеры вознаграждения в этом случае определяются внутренними нормативными документами общества.
VI. Ответственность сторон
20. Доверительный управляющий несет в установленном законодательством порядке ответственность за:
сохранность вверенного ему государственных активов;
См. предыдущую редакцию.
убытки, причиненные его действиями (бездействием), если не докажет, что эти убытки произошли вследствие непреодолимой силы либо действий Центра по управлению государственными активами при Государственном комитете Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции;
(абзац третий пункта 20 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 августа 2013 года № 221 — СЗ РУ, 2013 г., № 33, ст. 438)
своевременность и достоверность отчетности и информации в соответствии с законодательством.
21. Доверительный управляющий, не проявивший при доверительном управлении государственными активами должной заботливости об интересах государства, возмещает в установленном законодательством порядке государству убытки и упущенную выгоду за время доверительного управления государственными активами.
См. предыдущую редакцию.
22. За ненадлежащее выполнение своих обязанностей доверительный управляющий (его руководитель) и Центр по управлению государственными активами при Государственном комитете Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством, в следующих формах:
(абзац первый пункта 22 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 августа 2013 года № 221 — СЗ РУ, 2013 г., № 33, ст. 438)
досрочное прекращение договора доверительного управления;
возмещение (компенсация) убытков, причиненных вследствие их неправильных действий (по решению суда);
См. предыдущую редакцию.
ответственность должностных лиц доверительного управляющего и Центра по управлению государственными активами при Государственном комитете Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции за нарушение договорной дисциплины;
(абзац четвертый пункта 22 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 августа 2013 года № 221 — СЗ РУ, 2013 г., № 33, ст. 438)
иные формы ответственности, предусмотренные законодательством.
VII. Прекращение права доверительного управления
23. Договор с доверительным управляющим может быть прекращен при наступлении следующих обстоятельств:
а) мотивированное заявление одной из сторон о прекращении договора в связи с:
истечением срока договора;
невыполнением или ненадлежащим выполнением другой стороной своих обязательств;
реорганизацией, ликвидацией, признанием общества или доверительного управляющего банкротом;
отказом государства от получения выгод по договору, а также отказом доверительного управляющего от осуществления управления по причине невозможности доверительным управляющим осуществлять доверительное управление. Договор считается расторгнутым по истечении 10 дней с момента представления заявления;
б) принятие в установленном порядке решения об отчуждении государственных активов. В данном случае договор считается расторгнутым, в том числе в случае управления:
См. предыдущую редакцию.
пакетом акций — с момента перевода государственного пакета акций с субсчета счета «депо» доверительного управляющего на счет Центра по управлению государственными активами при Государственном комитете Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции в соответствии с извещением Центра по управлению государственными активами при Государственном комитете Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции о заключении договора купли-продажи, издания приказа Госкомконкуренции о передаче пакета акций (или его части) в уставный фонд;
(абзац второй подпункта «б» пункта 23 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 августа 2013 года № 221 — СЗ РУ, 2013 г., № 33, ст. 438)
См. предыдущую редакцию.
долей — с момента извещения Центром по управлению государственными активами при Государственном комитете Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции доверительного управляющего о заключении договора купли-продажи, издании приказа Госкомконкуренции о передаче доли (или ее части) в уставный фонд;
(абзац третий подпункта «б» пункта 23 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 августа 2013 года № 221 — СЗ РУ, 2013 г., № 33, ст. 438)
в) смерть гражданина, являющегося доверительным управляющим, признание его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.
Договор с доверительным управляющим может быть прекращен по другим основаниям, предусмотренным законодательством.
24. После прекращения действия договора доверительного управления владение, пользование и управление государственными активами осуществляется в порядке, установленном законодательством.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к
Положению о порядке передачи
в доверительное управление
государственных пакетов акций (долей)
ТИПОВОЙ ДОГОВОР
доверительного управления _____________________________ государственными активами
(пакетом акций или долей)
См. предыдущую редакцию.
г. ________________

«___»__________ 200__ г.


Центр по управлению государственными активами при Государственном комитете Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции, представляющее интересы государства, являющегося «Выгодоприобретателем», в лице генерального директора _____ _________________________________, уполномоченного на основании Положения о порядке передачи в доверительное управление государственных пакетов акций (долей), именуемое в дальнейшем «Центр», с одной стороны, и ___________________________________________
_________________________________________________________________________________________,

(наименование юридического лица, (Ф.И.О. физического лица — государственного поверенного)

именуемый (ая) в дальнейшем «Доверительный управляющий», в лице руководителя (для юридических лиц) _________________________,

(должность, Ф.И.О.)

уполномоченного на основании устава, с другой стороны, на основании решения ___________________
_______________________________________________________________________________________________________ от _______№__

(Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров Республики Узбекистан, Комиссии по мониторингу за эффективным использованием государственной доли акций в акционерных объединениях и компаниях или Коллегии Госкомконкуренции Республики Узбекистан)

заключили настоящий договор (далее по тексту — «Договор») о нижеследующем:


I. Предмет Договора

1. Центр передает Доверительному управляющему в доверительное управление, не обремененный(ую) обязательствами третьих лиц и не отчужденный(ую) (постоянно или временно) любым другим способом, принадлежащий(ую) государству ___________________, в

(пакет акций или долю)

соответствии с пунктом 2 настоящего Договора, а Доверительный управляющий осуществляет управление государственным(ой) _______________, в интересах Выгодоприобретателя в пределах

(пакет акций или долю)

договора, а Доверительный управляющий осуществляет управление государственным(ой) ______________________, в интересах

(пакетом акций или долей)

Выгодоприобретателя в пределах полномочий, предусмотренных законодательством и настоящим Договором.

2. Характеристика государственного(ой) ____________, передаваемого в доверительное управление:

(пакета акций или доли)

Предприятие: ____________________________ (далее по тексту — Общество)

(наименование предприятия)

Размер государственного(ой) ___________________, от уставного фонда__%.

(пакета акций или доли)

Количество акций всего*________ штук.
Номинальная стоимость акции* ______ сум.
Иные характеристики _________________________.


II. Срок действия договора

3. Настоящий Договор вступает в силу с даты его заключения. Срок действия договора — 1 год с правом пролонгации.

4. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении Договора по окончании срока его действия, он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены настоящим Договором.


III. Порядок передачи государственного(ой) _______________________

(пакета акций или доли)

5. Передача государственного пакета акций производится в течение пяти рабочих дней с момента заключения настоящего Договора посредством перевода акций по поручению Центра на счет «депо» Доверительного управляющего

(для случаев передачи в доверительное управление пакетов акций)

Настоящий Договор является подтверждением фактической передачи государственной доли в доверительное управление Доверительному управляющему



(для случаев передачи в доверительное управление доли)

6. В соответствии с настоящим Договором Центр передает, а Доверительный управляющий получает право на осуществление действий по представительству государства в органах управления Общества ______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

(для случаев передачи в доверительное управление пакетов акций — с момента перевода Центром пакета акций на субсчет Доверительного управляющего в счете «депо» Центра, для случаев передачи в доверительное управление доли — с момента заключения настоящего Договора).


IV. Права и обязанности Доверительного управляющего

7. Доверительный управляющий имеет право:

осуществлять в отношении полученного(ой) в доверительное управление государственного(ой) ____________________ все юридические и

(пакета акций или доли)

фактические действия, в соответствии с законодательством Республики Узбекистан и условиями настоящего договора, кроме отчуждения и использования его в качестве залога;

использовать все свои полномочия в качестве члена наблюдательного совета и участника Общества в соответствии с переданным(ой) в доверительное управление государственным(ой) _______________;

(пакетом акций или долей)

получать вознаграждение в соответствии с условиями настоящего Договора и законодательством, за исключением органов государственного и хозяйственного управления, осуществляющих доверительное управление государственными активами.

8. Доверительный управляющий обязан:

представлять интересы Выгодоприобретателя, в Обществе в соответствии с настоящим Договором доверительного управления государственным(ой) _____________________;

(пакетом акций или долей)

осуществлять действия в пределах прав, предоставляемых размером государственного(ой) ___________________ и согласно действующему

(пакета акций или долей)

законодательству с целью повышения эффективности производства, увеличения объемов прибыли и соблюдения интересов государства при ее распределении;

проводить единую стратегию, направленную на улучшение финансово-хозяйственной деятельности Общества и недопущение возникновения его задолженности перед бюджетами всех уровней, по выплате заработной платы и иным обязательным платежам;

принимать меры по обеспечению надлежащего контроля за деятельностью исполнительного органа, выполнению им параметров бизнес-плана, рационального использования финансовых ресурсов Общества, своевременной выплате в бюджет дивидендов, начисленных по государственному(ой) __________________________;

(пакету акций или доле)

требовать устранения нарушения интересов (прав) государства в отношении государственного(ой) ______________________, осуществлять действия, направленные на устранение нарушений

(пакета акций или доли)
интересов государства путем обращения в органы управления Общества или в суд;
способствовать расширению ассортимента и улучшению качества продукции;

принимать меры по привлечению инвестиций для реконструкции и технического перевооружения производства, на основе современного технологического оборудования и технологий, для обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции;

при возникновении у хозяйственного общества задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, государственные целевые фонды, по заработной плате, а также в случае невыполнения параметров бизнес-плана в течение двух кварталов подряд, вносить в наблюдательный совет общества вопрос созыва внеочередного общего собрания акционеров (участников) для оценки действий руководителя исполнительного органа и принятия соответствующего решения о целесообразности продолжения с ним трудовых отношений;

ни в какой форме не отчуждать государственный(ую) ____________________, не обременять

(пакет акций или долю)

обязательствами иных лиц и не использовать его (ее) в качестве залога;

обеспечить мониторинг за целевым использованием части чистой прибыли, направленной по решению общего собрания акционеров (учредителей) на реконструкцию, техническое перевооружение, развитие производственной, хозяйственной деятельности и другие производственные нужды;

информировать Центр о намерениях Общества по участию в уставных фондах (учреждению) юридических лиц, их ликвидации, реорганизации, в которых общество является учредителем (участником), а также о финансово-хозяйственном состоянии Общества, о событиях, наступление которых может повлечь ухудшение финансово-хозяйственного состояния Общества и нанесение ущерба интересам государства;

исполнять поручения и указания Центра, отданные в соответствии с законодательством Республики Узбекистан;

согласовывать с Центром политику голосования по выносимым на рассмотрение наблюдательного совета и общего собрания участников Общества вопросам в установленном законодательством порядке;

при получении извещения Центра об отчуждении пакета акций, переданного ему в доверительное управление, в течение двух рабочих дней перевести его на счет «депо» Центра;

известить Центр о факте своей реорганизации в день реорганизации. При отказе Центра от заключения договора доверительного управления с правопреемником, государственный пакет акций подлежит возврату Центру в 2-дневный срок;

не разглашать третьим лицам сведения, которые стали известны ему при осуществлении возложенных на него полномочий, и не использовать их в целях, противоречащих интересам государства;

не представлять интересы других акционеров (учредителей) в органах управления Общества без согласования с Центром;

ежеквартально представлять отчет в Центр в порядке, сроки и по форме, установленных Центром.


V. Права и обязанности Центра

9. Центр имеет право:

получать сведения и отчеты от Доверительного управляющего о деятельности Общества в сроки, предусмотренные настоящим Договором и действующим законодательством;

предъявлять Доверительному управляющему требования по исполнению условий Договора, устранению неблагоприятных для Выгодоприобретателя последствий, а также возмещению материального ущерба и упущенной выгоды в случае нарушения условий настоящего Договора, если Доверительным управляющим или его поверенным не будет доказано, что эти убытки произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

10. Центр обязан:

осуществлять мониторинг за надлежащим исполнением настоящего Договора доверительного управления;

оказывать содействие в деятельности Доверительного управляющего, в соответствии с предоставленными Центру правами по управлению государственным имуществом;

направлять Доверительному управляющему указания в порядке, установленном законодательством;

выплачивать Доверительному управляющему вознаграждение в соответствии с настоящим Договором и в порядке, установленном законодательством;

известить Доверительного управляющего о принятом в установленном порядке решении об отчуждении (заключении договора купли-продажи или издании приказа Госкомконкуренции о передаче государственного(ой) __________________________ в уставный фонд другого

(пакета акций или доли)

предприятия) государственного(ой) _________________ в недельный срок после его принятия.
(пакета акций или доли)


VI. Вознаграждение деятельности Доверительного управляющего

11. Вознаграждение деятельности Доверительного управляющего осуществляется в соответствии с законодательством и уставом Общества на основании Порядка, утверждаемого Госкомконкуренции и Министерством финансов Республики Узбекистан.

12. Вознаграждение деятельности Доверительного управляющего осуществляется в следующих формах и размерах:

13. Сроки выплаты вознаграждения: ________________________


VII. Особые условия

14. В случае реорганизации Доверительного управляющего Договор может быть перезаключен по решению Центра с его правопреемником, к которому переходят все права, обязанности и ответственность по настоящему Договору. При отказе Центра от заключения договора доверительного управления с правопреемником ___________________________________

_________________________________
(государственный пакет акций подлежит возврату в 2-дневный срок путем его перевода на счет «депо» Центра).

_________________________________ (государственная доля считается возвращенной Центру с момента прекращения настоящего Договора)


VIII. Ответственность сторон

15. Доверительный управляющий несет в установленном законодательством порядке ответственность за:
сохранность вверенного ему государственного(ой) __________________________;

(пакета акций или доли)

убытки, причиненные его действиями (бездействием), если не докажет, что эти убытки произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы либо действий Центра;

своевременность и достоверность представляемой отчетности и информации в соответствии с законодательством.

16. В случае, если Доверительный управляющий не проявил при доверительном управлении государственным(ой) ____________________ должной заботливости об интересах

(пакетом акций или долей)

Выгодоприобретателя, он возмещает Выгодоприобретателю убытки и упущенную выгоду за время доверительного управления государственным(ой) _____________________________.

(пакетом акций или долей)

17. За ненадлежащее выполнение своих обязанностей Доверительный управляющий (его руководитель) и Центр несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством, в следующих формах:

— досрочное прекращение дого�ора доверительного управления;

— возмещение (компенсация) убытков, причиненных вследствие неправильных их действий (по решению суда);

— привлечение к ответственности должностных лиц Доверительного управляющего и Центра за нарушение договорной дисциплины;

— иные формы ответственности, предусмотренные законодательством.

18. Доверительный управляющий не несет ответственности за вред или ущерб, нанесенный интересам Центра при управлении государственным (ой) ___________________________, причиненный действиями обстоятельств

(пакетом акций или долей)

непреодолимой силы, либо действиями Центра (если таковое доказано в судебном порядке).


IX. Прочие положения

19. Дополнительные положения договора по соглашению сторон включают:

____________________________ ____________________________


X. Прекращение действия договора

20. Договор с Доверительным управляющим может быть прекращен при наступлении следующих обстоятельств:

мотивированное заявление одной из сторон о прекращении договора в связи с истечением срока договора, невыполнением или ненадлежащим выполнением другой стороной своих обязательств, реорганизацией, ликвидацией, признанием Общества или доверительного управляющего банкротом, отказом Выгодоприобретателя от получения выгод по договору, а также отказом доверительного управляющего от осуществления управления по причине невозможности доверительным управляющим осуществлять доверительное управление. Договор считается расторгнутым по истечении 10 дней с момента представления заявления;

признание государственного поверенного не аттестованным по результатам проведенной Центром совместно с соответствующими комплексами Кабинета Министров Республики Узбекистан аттестации;

смерть гражданина, являющегося Доверительным управляющим, признание его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;

принятие в установленном порядке решения об отчуждении государственного(ой) ________________________________.

(пакета акций, доли (или их части)
Договор считается расторгнутым:
(в случае передачи пакета акций — с момента перевода государственного пакета акций со счета «депо» Доверительного управляющего на счет Центра в соответствии с извещением Центра о заключении договора купли-продажи; издания приказа Госкомконкуренции о передаче пакета акций (или его части) в уставный фонд»;

(в случае передачи доли — с момента извещения Центром Доверительного управляющего о заключении договора купли-продажи;
издания приказа Госкомконкуренции о передаче доли (или ее части) в уставный фонд).

Договор с доверительным управляющим может быть прекращен по другим основаниям, предусмотренным законодательством.


XI. Разрешение споров

21. При возникновении споров стороны прилагают все усилия для их разрешения на основе взаимной договоренности.

22. Споры, не решенные по взаимной договоренности, разрешаются в судебном порядке.


Доверительный управляющий:


Выгодоприобретатель:
Центр по управлению государственными активами при Государственном комитете Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции ____________________________
(юридический адрес)

______________________________________
(наименование юридического лица (Ф.И.О. и должность лица, подписывающего
договор), Ф.И.О. физического лица — государственного поверенного)
_____________________________________
(юридический адрес, банковские реквизиты, ИНН — для юридического лица, адрес
постоянного местожительства, паспортные данный, ИНН — для физического
лица —государственного поверенного)

* Указывается при передаче в доверительное управление пакетов акций.
(текст приложения в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 августа 2013 года № 221 — СЗ РУ, 2013 г., № 33, ст. 438)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
к
постановлению Кабинета Министров
от 16 октября 2006 года № 215
Перечень решений Правительства Республики Узбекистан, признаваемых утратившими силу
1. Абзац четвертый пункта 1 постановления Кабинета Министров от 22 августа 1998 г. № 361 «О мерах по совершенствованию системы управления акционерными обществами» (СП Республики Узбекистан, 1998 г., № 8, ст. 31), а также приложение № 5 к нему.
2. Подпункт «г» пункта 8 приложения № 8 к постановлению Кабинета Министров от 17 декабря 1998 г. № 525 «О мерах по углублению приватизации и увеличению поступлений в государственный бюджет средств от продажи государственного имущества в 1999-2000 гг.».
3. Пункт 25 приложения № 3 к постановлению Кабинета Министров от 6 апреля 2001 г. № 162 «Об утверждении положений о Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан и Агентстве по вопросам внешней трудовой миграции» (СП Республики Узбекистан, 2001 г., № 4, ст. 21).
4. Пункт 8 раздела II приложения № 6 к постановлению Кабинета Министров от 17 апреля 2003 г. № 185 «О программе разгосударствления и приватизации предприятий на 2003-2004 годы» (СП Республики Узбекистан, 2003 г., № 4, ст. 30).
5. Подпункт «е» пункта 3 приложения № 5 к постановлению Кабинета Министров от 19 апреля 2003 г. № 189 «О мерах по совершенствованию корпоративного управления приватизированными предприятиями» (СП Республики Узбекистан, 2003 г., № 4, ст. 32).
6. Пункт 1 приложения № 3 к постановлению Кабинета Министров от 25 июня 2004 г. № 295 «Об организации деятельности комиссии по мониторингу за эффективным использованием государственной доли акций в акционерных объединениях и компаниях» (СП Республики Узбекистан, 2004 г., № 6, ст. 61).
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
к
постановлению Кабинета Министров
от 16 октября 2006 года № 215
Изменения, вносимые в постановление Кабинета Министров от 19 апреля 2003 г. № 189 «О мерах по совершенствованию корпоративного управления приватизированными предприятиями»
1. В приложении № 2:
а) в наименовании и пункте 2 слово «акционерных» заменить словом «хозяйственных»;
б) пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Государственный поверенный является уполномоченным государственным представителем на общем собрании акционеров (учредителей, участников), действует в пределах прав, предоставляемых размером государственного(ой) пакета акций (доли)»;
в) пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5. Предложения по кандидатурам государственных поверенных вносятся Госкомимуществом по согласованию с соответствующими комплексами Кабинета Министров Республики Узбекистан.
При этом кандидатуры государственных поверенных подбираются из числа физических лиц, имеющих достаточный уровень экономических знаний, практику руководящей работы и не являющихся в момент назначения и исполнения указанных функций работниками компаний, корпораций, ассоциаций, в состав которых входит хозяйственное общество, а также юридических лиц из числа профессиональных управляющих компаний. При отборе кандидатур предпочтение отдается лицам, имеющим дополнительное образование в сфере корпоративного управления и рынка ценных бумаг.
Не могут быть назначены государственными поверенными лица, исполнявшие функции единоличного исполнительного органа, или входившие в состав коллегиального исполнительного органа юридического лица в момент, когда указанное юридическое лицо было признано банкротом»;
г) абзац первый пункта 6 изложить в следующей редакции:
«Госкомимущество Республики Узбекистан с назначенным государственным поверенным заключает соответствующий договор на управление государственным (ой) пакетом акций (долей)»;
д) в пункте 7:
абзац второй изложить в следующей редакции:
«защита интересов государства как акционера (учредителя, участника), обеспечение сохранности и рационального использования имущества в хозяйственном обществе»;
абзац пятый изложить в следующей редакции:
«обеспечение целевого использования дивидендов по государственному(ой) пакету акций (доли) на реконструкцию и техническое перевооружение хозяйственного общества»;
е) в пункте 8:
абзац второй изложить в следующей редакции:
«использовать все свои полномочия в качестве акционера (учредителя, участника) в соответствии с размером государственного(ой) пакета акций (доли) в порядке, установленном уставом общества и действующим законодательством»
в абзаце третьем слово «акционерного» заменить словом «хозяйственного»;
ж) пункт 9 изложить в следующей редакции:
«9. Государственный поверенный не вправе вмешиваться в текущую производственную деятельность, осуществляемую исполнительными органами управления хозяйственного общества, за исключением случаев, когда их действия могут привести к нарушению законодательства и нанести ущерб хозяйственному обществу и государству»;
з) в пункте 10:
абзацы второй и третий изложить в следующей редакции:
«в соответствии с полномочиями, предоставляемыми государственным(ой) пакетом акций (долей), обеспечить выполнение своих задач, указанных в пункте 7 настоящего Положения;
информировать Госкомимущество Республики Узбекистан о результатах своей деятельности и финансово-хозяйственном состоянии хозяйственного общества»;
абзац седьмой изложить в следующей редакции:
«при возникновении задолженности хозяйственного общества по обязательным платежам в бюджет, государственные целевые фонды, по заработной плате, а также в случае ухудшения производственного и финансового состояния предприятия требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров (учредителей, участников) с целью переизбрания состава наблюдательного совета и исполнительного органа общества»;
к) пункт 11 изложить в следующей редакции:
«11. Государственный поверенный не может быть представителем других акционеров (учредителей, участников) в органах управления хозяйственного общества без согласования соответственно с Комиссией по мониторингу за эффективным использованием государственной доли акций в акционерных объединениях и компаниях или Госкомимуществом Республики Узбекистан»;
л) в пункте 12 слово «акционерного» заменить словом «хозяйственного».
2. Абзац двенадцатый пункта 9 приложения № 3 исключить.